- Голгофа
-
ГОЛГО́ФА (греч., эллинизиров. форма евр. Gulgolet и арам. gulgalta) — букв. "череп" (Суд 9:53), а также "голова" в значении "человек", "лицо", "особа" (Исх 38:26). Метафорически это слово прилагалось к горам и холмам, походившим на человеч. череп. В новозаветном повествовании — место распятия Иисуса Христа, расположенное в р-не пригородных садов и могил к сев.-зап. от Иерусалима, за старой гор. стеной, "вне врат" (Евр 13:12; т. н. Эфраимские ворота), но недалеко от города (Ин 19:20) и большой дороги (Мк 15:29, упоминание о "проходящих"), вероятно, примыкавшее к пустынному карьеру для добывания камня. "И привели Его на место Г., что значит — “Лобное место”" (Мк 15:22). Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности и бесприютности христиан в этом мире (Евр 13:14), соотносится также и с ветхозаветными очистит. обрядами, при совершении к-рых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или, позднее, города (Исх 29:14; Лев 6:30; 16:27; ср. Евр 13:11—12). Ср.-век. иконография часто делала фоном сцены Распятия гор. стену Иерусалима. Т. о. слово Г. и у евангелистов представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Но уже др.-христ. богословие связало Г. с местом погребения (черепом) Адама, провиденциально оказавшимся прямо под Крестом, чтобы кровь Христова (Второго Адама), стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны первородного греха. "Распятие Господне находится с вост. стороны храма Воскресения на камне, — сообщает в своем "Хождении" др.-рус. паломник игумен Даниил (1104—1107). — Оно было высоко, выше копья. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина локтя два глубиной, круглая, в ширину меньше пяди: тут был водружен Крест Господень. В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время Распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал Свой дух на Кресте, ... разошелся тот камень над головой Адама. И через ту расселину кровь и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого. И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня" (Памятники литры Др. Руси: XII в. М., 1980. С. 37). Это символич. взаимоотношение нашло устойчивое воплощение в правосл. иконографии Распятия. Г. также рассматривается как "пуп земли", сакральный "центр мира" (Иез 5: 5; ср. Пс 73: 12). В настоящее время храм Воскресения (Анастасис) объединяет в себе Г. и Гроб Господень (пещеру Воскресения).
Голгофский крест. Рис. из рукописи ок. 1675

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.